Farabi Yermekovтің фейсбуктегі 2021 жылғы 12 наурыздағы мақаласын назарларыңызға ұсынамыз.
Бұхарада атақты КӨГЕЛТАШ медресесі бар. Онда Бұқар жыраудай алыбымыз білім алса, арнайы шатырхатпен барған Мәшһүр Жүсіп бабамыз «Көкілташта сытқамыт қылған адам не бай болып, не әулие болып, не молда болып шығады, құр алақан шықпайды», – деген екен. Сол медресені ҚАЗАҚ салған, дегенді бірнеше жерден оқып едім. Бірақ деректермен қатталмағасын, кім білер деп қойғам. Ойламаған жерден сол дерекке тап болдым! Ендеше жайланып алыңыз. Сөзді 1927 жылы жазған Xалел Досмухамедовке берейік.
———————————————
Легенда о постройке медресе Когельташ в Бухаре. Среди населения Бухары и Ташкента курсируют предания, приписывающие постройку известного медресе Когельташ в Бухаре казаху. Об этом мне рассказывал ташкентский житель Мунаввар-Кары Абдрашитов в октябре 1923 г., когда мы, как участники всеузбекского научного съезда в Бухаре, жили в упомянутом медресе. К сожалению, Абдрашитов не мог мне сообщить никаких подробностей. Впоследствии я стал наводить справки о том, не находятся ли такого рода предания в обращении среди самих казахов; оказалось, что у туркестанских казахов действительно имеются предания о постройке медресе Когельташ одним из их соплеменников. Вот вкратце содержание одного из таких предании, рассказанного мне казахом из рода Тама, Курчуской волости Туркестанского уезда, Омаром Диханбаевым и переложенного в стихи казахом Кызыл-Ординского уезда Жуманазаром Урумкуловым: Во время оно, когда таджики, узбеки и казахи подчинялись Бухарскому хану, в Бухаре был мулла по имени Шамси-Мухаммед. Этот мулла сообщил своему хану, что в степи есть кочующий народ, называемый казах, который не знает, как следует, истинной религии Мухаммеда (с.а.с) и не выполняет правил шариата, а потому он, мулла, предлагает хану объявить казахов неверными и разрешить их продавать на рынках, как рабов. Хан созвал совет. На совете решили, что объявлять ни с того ни с сего целый народ неверным неудобно, а нужно сперва пригласить их представителей и проэкзаменовать их в знании правил шариата. Если же они не сумеют, как следует, ответить на вопросы мулл, тогда всех казахов объявить неверными и разрешить их продавать, как рабов, на базарах. Когда казахи услыхали от посланных Бухарского хана о его решении, то созвали большой совет, чтобы решить вопрос, кого послать в Бухару держать ответ перед ханом и муллами. Долго думал совет, как ответить и кого послать. В это время один казах, по имени Коге, попросил разрешения совета ехать в Бухару дать ответ муллам и избавить казахский народ от рабства. Совет разрешил.Прибыл Коге в Бухару как раз ко времени полуденной молитвы, пошел и мечеть, где служил мулла Шамси-Мухаммед, и стал вместе с другими молиться. У двери мечети стоял солдат с кнутовищем в руках и следил за молящимися. Когда кончился намаз и все молящиеся сели в круг для последней молитвы, Коге сделал бата (поднятие руки ладонью вверх и подношение руки к лицу) руками, спрятанными в рукава. Мулла Шамси-Мухаммед закричал солдату: „Возьми этого человека и накажи его, так как он не знает правил шариата. Тогда Коге сказал: „Подожди мулла, если бог слышит только голого, то сними одежду и молись нагишом. Почему при молитве руку держать обязательно нагишом, а остальное тело закрывать одеждой. Где сказано в священных книгах, что аллах слышит только молящихся в одежде. Пойдем к хану, пусть он разрешит наш спор“. Мулла замолчал и не нашелся, что ответить. Представ перед ханом, Коге попросил у него разрешения прожить четыре-пять лет в Бухаре, чтобы доказать, что он и его народ—казахи—мусульмане. Хан разрешил.После этого всех коней, одежду и даже провизию, привезенную с собой из степи, Коге роздал нищим и сделался бедняком. Коге решился жить и собрать имущество своим праведным трудом. Стал он ходить за город нарывать трав, делать из них веники и продавать на базаре. Питался он самым малым и на остатки вырученных от продажи веников денег стал покупать кур. Вскоре у Коге развелось несметное количество кур. Потом он стал выделывать кирпичи. Когда наделал очень много кирпичей, он пришел к хану и попросил разрешения построить мечеть. Хан разрешил. Тогда Коге попросил у хана мастера для постройки, при чем поставил условием, чтобы мастер удовлетворял тем требованиям, которые предъявит Коге. Хан согласился, созвал всех мастеров Бухары и приказал Коге выставить свои требования.
Коге сказал: „Мне нужен такой мастер, который поклянется, что
1) он всю жизнь совершал пятикратный намаз и ни разу его не пропустил,
2) никогда не ступал на землю без требуемого шариатом омовения и никогда не имел злых помыслов,
3) никогда не совершал прелюбодеяния и всегда вел благочестивую жизнь,
4) всегда удовлетворял нищего, подходившего к его двери,
5) всегда исполнял обязанности истинного мусульманина,
6) всегда угощал всякого проходившего, не спрашивая, откуда и зачем он явился,
7) всегда говорил всякому правду в глаза, не смотря на его положение,
8) никому никогда не кланялся, кроме бога. Только такому человеку я по обету могу разрешить начать постройку мечети. Никто из бухарских мастеров не мог дать такой клятвы, и все отказались приступить к постройке.
Тогда хан приказал объявить всем жителям Бухары условия Коге и вызвать охотников. Никто не откликнулся на призыв хана. Когда в Бухаре не нашлось ни одного человека, удовлетворявшего требованиям Коге, последний объявил хану, что он дает вышеуказанную клятву, и приступил к постройке мечети. Без всякой посторонней помощи Коге сам один построил стены мечети и тогда только разрешил мастерам докончить и разукрасить мечеть. Диву давался народ, бухарский при виде новой мечети, и так как благочестивым человеком во всей Бухаре оказался один Коге, то эту мечеть назвали именем Коге—Когеташ, переделанную со временем в Когельташ, что значит строение Коге. Раз ночью Коге, пришедши в свою мечеть помолиться, увидел, что в мечети собралась масса народу, и развлекается этот народ, слушая пение, игру на дутарах и пляски певиц. Ужаснулся Коге этого кощунства и заплакал. Потом взял он в руки топор и стал рубить стены мечети. Хотел разрушить он свое строение, чтобы построенный им храм не осквернялся развлечением нечестивых. Тогда прибежал к нему мулла Шамси-Мухаммед, находившийся в числе развлекающихся, и сказал: „Подожди Коге, это строение настолько святое и благочестивое, что в таком виде остаться на земле оно не может, если его не осквернить. Это мы узнали из священных книг. Поэтому мы, муллы, нарочно устроили этот пир здесь, чтобы твой Когельташ навеки остался на земле, иначе он или вознесся бы на небо, или провалился бы в землю. Мы узнали также, что на свете нет человека благочестивее тебя и здания святее построенного тобою. Поверил Коге мулле и, явившись к хану Бухары, сказал: „Если мои дела признаны благочестивыми, то издайте приказ, признающий казахский народ истинными мусульманами и избавляющий его на вечные времена от продажи в рабство и обращения в невольников”. Хан удовлетворил просьбу Коге и велел наказать розгами муллу Шамси-Мухаммеда, возведшего клевету на целый казахский народ, а потом приказал его повесить.Избавив свой народ от рабства, Коге отправился в Мекку и там отошел в вечность. Таков был Коге—избавитель казахского народа от рабства, и его строение, названное Когельташ, находится поныне в Бухаре и будет стоять там вечно до конца мира”. Таково предание.
Род Тама, представитель которого рассказал мне эту легенду, принадлежит к Младшей Орде; в роде Тама имеется подрод Атамшал, а в подроде Атамшал имеется колено Коге. В настоящее время колено Коге проживает и Актюбинском уезде, (волости Уйсылкаринская, Бестамакская, Бурлинская, Буртинская, Каратутайская). По преданиям казахов, Атамшаловцы и Когинцы пришли в Актюбинский уезд из Бухары и Сырдарьинской области лет 200 тому назад. Казахи колена Коге и считают, что строителем Когельташа был их предок Коге.
7Omir Shynybekuly және басқа 6 қолданушы1 пікірҰнатуПікірБөлісу